Конструкция двигателя представляет собой агрегат, который состоит из корпуса, камеры сгорания и других узлов, некоторые из которых находятся в постоянном движении. Моторное масло осуществляет смазку всех поверхностей за счет образующейся тонкой пленки, а также впитывание и удержание продуктов горения топлива и металлических микрочастиц. Также масло дополнительно очищает и охлаждает двигатель и осуществляет защиту от коррозии.

Итак настало время менять масло в двигателе! Какое масло выбрать, как следует осуществлять его замену, нужна ли промывка двигателя после слива старого масла? (Тема промывки двигателей будет подробно рассмотрена в нашем следующем материале). Каждый владелец автомобиля рано или поздно сталкивается с вопросами подбора масла.

Главное правило при самостоятельном выборе – это необходимость приобретать моторное масло только у официальных представителей брендов или специальных авторизованных магазинах и на СТО. Это спасет Вас от покупки подделки, которых достаточно много на сегодняшнем рынке.

Постарайтесь учесть требования завода-изготовителя автомобиля к маслам и другим техническим жидкостям, применяемым в системе. Эту информацию можно посмотреть в сервисной документации, поставляемой вместе с автомобилем или на сайте производителя авто в разделе технической поддержки. Это могут быть как формальные требования, так и рекомендации по использованию конкретных брендов. Однако, при эксплуатации достаточно старого автомобиля сервисной документации к нему может и не быть, или же информация в ней морально устарела. В таком случае выбирайте моторное масло самостоятельно.

Не забудьте учесть главные характеристики всех моторных масел:

  • класс вязкости по стандарту SAE;
  • класс качества по стандартуACEA (CCMC), APJ или ILSAC;
  • тип масла (минеральное, полусинтетическое или синтетическое).

В чем отличие минерального масла от синтетики?

При производстве минеральных масел используется нефть, которая подвергается рафинированию и дистиллированию. Масла подразделяются на два типа: нафтеновые и парафиновые. В минеральных маслах высокий процент содержания различных присадок, что приводит к быстрой потере их смазывающих свойств. Качество этих масел зависит от строения входящих в состав углеводоров. Наиболее высокие показатели вязкости и устойчивости к перепадам температур показывают парафиновые базовые масла.

Характеристики минерального масла можно улучшить с помощью гидрокрекинга (процесса «выпрямления» углеводородов с помощью перегруппировки атомов, входящих в состав молекул масла). В результате получаются изомеры. Однако данный процесс не является панацеей, так как он обратим. Минеральное масло получает свойства синтетического и быстро их теряет, становится непригодным. Главное преимущество минеральных масел — низкая стоимость.

Синтетические масла являются продуктом определенных химических реакций, с помощью которых можно улучшить эксплуатационные свойства масла, химическую стойкость и устойчивость к скачкам температур.

Преимущества синтетических масел перед минеральными

-высокий показатель текучести, что значительно снижает трение узлов, а следовательно, уменьшает расход топлива и увеличивает мощность ДВС.

-прокачка при низких температурах. что позволяет двигателю работать в обычном стабильном режиме даже при сильных морозах;

-высокая температура испарения синтетического масла за счет устойчивости к перегревам;

-сохранение химической стабильности масла в течение всего срока его эксплуатации (малое окисление и запарафинивание).

Список этих достоинств значительно увеличивает итоговую стоимость моторного масла. Для экономии можно выбрать полусинтетическое масло. Эта эмульсия получается путем смешивания минеральных масел высокого качества с синтетическими базовыми составляющими. Полусинтетическое масло имеет меньшую стоимость, чем синтетика, но более высокие характеристики

эксплуатации, чем минеральные масла. Сфера применения полусинтетических масел – практически все типы современных двигателей.

Как выбрать класс вязкости по SAE?

Спецификация SAE – это международный стандарт общества инженеров-автомобилистов, регламентирующий вязкость моторных масел. Этот стандарт не затрагивает качественные характеристики масел и сферу их применения.

Одна из главнейших характеристик масла – это его показатель вязкости, который влияет на холодный пуск двигателя при отрицательных температурах воздуха. Согласно данной спецификации, существуют три вида моторных масел:

  • всесезонное масло;
  • летнее масло;
  • зимнее масло.

Зимнее масло обязательно содержит в своей аббревиатуре английскую букву «W» (от «зима» по англ. – winter).

Пример: SAE 0W, 5W, 10W, 15W, 20W, 25W.

Летние масла маркируются просто числовым коэффициентом без букв.

Пример: SAE 20, 30, 40, 50, 60.

Всесезонное масло в своей маркировке комбинирует летние и зимние обозначения.

Пример: SAE 5W40, 10W40.

Цифровой показатель зимнего индекса демонстрирует минимальную температуру использования масла в морозы. Руководствуйтесь средними значениями температурных условий для Вашего региона. Следующая таблица наглядно поможет разобраться с данными показателями:

При эксплуатации автомобиля и заводке двигателя (как при отрицательных температурах, так и в теплое время года) масляный насос должен прокачать масло по системе двигателя. Это занимает какое-то время. При холодном пуске двигатель вынужден испытывать так называемое «масляное голодание». В таком режиме значительно возрастает трение и износ механических узлов агрегата. Следовательно, высокие показатели текучести масла при низких температурах позволяют быстрее прокачивать его по системе и защищают его при запуске.

Когда стоит вопрос выбора летней серии моторного масла, многие автопроизводители дают рекомендацию на использование масел с показателем вязкости 40 по SAE и выше. Это является очень важным аспектом при эксплуатации современных ДВС, так как их работа сопряжена с высокой тепловой напряженностью и в условиях повышенных температур, предельных показателей давления и скоростей сдвига различных узлов агрегата.

При таких жестких условиях эксплуатации основной задачей моторного масла является сохранение уровня вязкости, при котором образовывается масляная пленка и идет охлаждение механизмов при трении, что поможет предотвратить повышенный износ движущихся механизмов и образование зазоров при отсутствии обдува встречными воздушными потоками. Это особенно актуально при высоких температурах окружающей среды летом или в режиме городской езды с простаиванием в многочисленных «пробках».

Справка: японские заводы-изготовители все чаще рекомендуют использовать энергосберегающие технологии и применять в современных ДВС моторные масла с показателем вязкости (5W-20, 5W-30, 0W-20). Американский и европейский автопромы (производители BMW, Audi. Volkswagen, Opel) в последние годы также рекомендуют использование масел с классом вязкости 5W-30 в своих автомобилях.

Как выбрать класс качества моторного масла?

На сегодняшний день существуют несколько наиболее авторитетных организаций, классифицирующих качество моторных масел: API, ACEA (CCMC) и ILSAC.

По классификации API (American Petroleum Institute — Американский институт нефти) существуют две категории моторных масел: «S» (service), предназначенные для бензиновых двигателей, а также «C» (commercial), разработанные специально для дизелей. Этикетка любого моторного масла содержит артикул из двух букв. Первая буква показывает качество масла по API, вторая буква характеризует класс масла (чем ближе к концу алфавита, тем выше уровень моторного масла).

В наши дни моторные масла для бензиновых двигателей подразделяются на следующие классы: SG (1989), SH (1993), SJ (1996), SL (2001), SM (2004), SN(2010). Рынок дизельных ДВС на легковых автомобилях, микроавтобусах и коммерческих машинах обеспечен классами CF-4 (1990), CG-4 (1995), CH-4 (1998), CI-4 и CI-4+ (2002), CJ-4 (2010). Год обозначает, когда вступила в действие данная спецификация товара.

В 1996 году увидела свет классификация моторных масел ACEA (Ассоциация Европейских производителей автомобилей), благодаря которой моторные масла наиболее широко уделено внимание эксплуатационным свойствам самих масел. Маркировка буквой A предназначена для бензиновых ДВС, B и E – для дизельных, а также цифровым показателем. Чем выше цифра, тем выше эксплуатационные характеристики. Далее через дефис указан год, когда утверждалась или изменялась данная спецификация.

Ниже представлены виды масел для бензиновых ДВС, используемых в легковых автомобилях, микроавтобусах, фургонах в порядке улучшения своих эксплуатационных свойств:

А1-96, А2-96, А3-96, А4-98, А5-2002.

Виды масел для дизельных ДВС в легковых автомобилях, микроавтобусах, фургонах в порядке улучшения своих эксплуатационных свойств:

B1-96; B2-96; B3-96, B4-98, В5-2002.

2004 год ознаменован выходом в свет новым классом моторных масел под маркировкой C (C-1, C-2, C-3, C-4). Данный класс подходит для эксплуатации как в бензиновых, так и дизельных системах и характеризуется низким содержанием таких веществ, как сульфатная зола, сера и фосфор. Также масла класса C адаптированы под работу совместно с системами нейтрализации отработанных газов последнего поколения, которые обладают высокой чувствительностью к показателю уровня золы.

Класс E специально выделен для использования в грузовых автомашинах.

Классификация моторных масел ILSAC (International Lubricants Standardization Approval Committee – Международный комитет по Стандартизации и Одобрению Смазочных Материалов) была создана в 1993 году с помощью ассоциаций AAMA и JAMA (Американская и Японская ассоциации автопроизводителей). Суть данной классификации такова, что она уточняет требовании к классам по системе качества API, имеет те же подходы к разработке классов, однако немного дополнена новейшими классами и ужесточает методы классификации и отбора.

Сервисная документация на автомобили современных производителей (начиная с 1990-х гг.) содержит перечень требований к моторным маслам согласно этим спецификациям. Не забывайте, что дешевое масло хорошим быть не может, поэтому советуем не экономить и выбирать оригинальные масла Motul.

Комментарии запрещены.

Навигация по записям